Проверка подвески автомобиля – несложная работа, которую можно провести, даже на заезжая на СТО. Большинство явных неполадок выявляются без специального оборудования.
Строение подвески и основные детали
Перед тем как проверять подвеску самому, надо разобраться, из каких элементов она состоит:
- Упругие элементы из металла. Это могут быть пружины, торсионы, рессоры и др. пневматические или гидропневматические элементы.
- Амортизаторы гасят колебания. Могут быть пневматическими, гидравлическими или гидропневматическими.
- Рычаги соединяют ходовую часть с кузовом и ограничивают смещение этих элементов относительно друг друга.
- Стабилизаторы необходимы для обеспечения поперечной устойчивости. Чаще всего это металлический элемент, соединяющий кузов и подвеску, который препятствует излишнему крену на поворотах.
- Поворотные кулаки в передней части машины передают нагрузку от колес на другие узлы ходовой.
- Крепления разного типа и конфигурации, соединяющие узлы и обеспечивающие подвижность — шаровые опоры и сайлентблоки.
Подвеска работает так, чтобы преобразовывать ударные нагрузки, возникающие при езде в движение упругих элементов. При этом плавность хода обеспечивают амортизаторы, которые смягчают движение подвески.
Зачем делают диагностику подвески
Этот вид работ призван выявить неисправности и устранить их вовремя, чтобы они не привели к масштабным проблемам. Цели диагностики:
- Обеспечение безопасной езды и предотвращение поломок в дороге, особенно дальней. Под высокими нагрузками деталь может выйти из строя, что приведет к аварийной ситуации.
- Уменьшение расходов на ремонтные работы. Если одна из деталей подвески разбита или работает неправильно, повышается нагрузка на другие узлы, и они выходят из строя намного быстрее. Лучше всего менять все проблемные запчасти как можно быстрее.
- Выявление неисправностей, когда их сложно заметить. Подвеска подвергается высоким нагрузкам и отдельные узлы могут выходить из строя в любой момент, даже если вы недавно проходили техосмотр.
Кстати!
Проверять систему нужно хотя бы несколько раз в год. Это не займет много времени, но избавит от ряда проблем и сэкономит деньги.
Признаки неисправности подвески
Есть несколько моментов, которые помогут понять, что с подвеской не все в порядке. Все признаки достаточно легко выявить во время движения или при визуальном осмотре, никакое специальное оборудование не понадобится:
- Стук или скрип во время движения. Особенно четко он будет слышен на ямах, а также при проезде через препятствия. Чаще всего носит нерегулярный характер и появляется время от времени, но на плохой дороге стучать может почти постоянно.
- При движении на небольшой скорости на пустой дороге аккуратно отпустите руль и проследите, как ведет себя машина. Если ее уводит в сторону, есть проблемы.
- Раскачивание машины. Это может наблюдаться при поворотах, во время торможения или при движении по дороге с колеями. Любые лишние колебания – признак неисправности узлов подвески.
- Вибрации, возникающие во время движения, также могут свидетельствовать о том, что нужно менять отдельные узлы.
- Неравномерный или слишком быстрый износ покрышек.
Некоторые из описанных проблем могут проявляться и при неисправностях рулевого управления. Поэтому стоит проверить рулевой механизм, если диагностика подвески не выявила поломок.
Как проверить переднюю подвеску автомобиля
Большинство неполадок может выявить любой водитель. В идеале проводить работу на яме или эстакаде, но можно обойтись и так, хотя это немного усложнит задачу. Выполните несколько действий:
- Покачайте машину в передней части с каждой стороны. Аккуратно упритесь и сильно нажмите, после проседания исправный амортизатор сразу возвращается в исходное положение. Если он раскачивается больше одного раза или медленно поднимается, это говорит о неисправности.
- Осмотрите амортизаторы, сняв или повернув колесо. Они должны быть сухими, масляный налет или подтеки говорят о том, что нужно менять деталь. Во многих машинах можно проверить состояние верхних опор, открыв капот и осмотрев их крепление к кузову. Продавленные элементы обычно торчат намного больше, чем исправные.
- Износ пружин можно заметить по проседанию машины, если она стала ниже без каких-либо причин. А если один из элементов сломался, то соответствующая сторона может просто опуститься. Для удобства подсвечивайте места расположения пружин.
- Снимите колесо и проверьте состояние всех пыльников, основное внимание уделите шаровым опорам, стойкам стабилизатора, ШРУСам. Все резиновые детали должны быть целыми и прочно закрепленными. Если есть поврежденные элементы, узел следует заменить.
- Осмотрите все крепления, если есть признаки их ослабления или повреждения, нужно разбираться с проблемой. Особое внимание уделите сайлентблокам. Резиновые части проще всего проверять, вставив монтировку и раскачав узел. Если есть сильное движение или видно повреждение резины, потребуется замена.
- Шаровые опоры также проверяются монтировкой. Подставьте ее под рычаг и раскачивайте вверх-вниз. Если деталь исправна, люфта не будет.
- Осмотрите стойки стабилизатора и места их крепления к кузову (чаще всего там стоят резиновые втулки). Раскачивайте все соединения и следите, нет ли повреждений и свободного хода.
- Можно взяться за колесо и покачать его, если есть малейшее лишнее движение, нужно искать причину. Изношенный амортизатор чаще всего можно выявить во время движения, так как он издает характерный шум.
Кстати!
Если у вас часто выходят из строя сайлентблоки или резиновые втулки стабилизатора, замените их на полиуретановые: их ресурс намного больше.
Как самостоятельно проверить заднюю подвеску
Особенно просто диагностировать зависимую подвеску, используемую в большинстве бюджетных моделей. Но даже независимый вариант не вызовет особых затруднений. Следуйте простой инструкции:
- Для начала понажимайте на амортизатор с каждой стороны. Если есть лишние движения или раскачивание, налицо серьезная неисправность. Также осмотрите элементы на предмет подтеков масла и других повреждений.
- Проверьте пружины на целостность, отойдите от машины на несколько метров и убедитесь, что она стоит ровно и ни одна сторона не просела.
- Покачайте колеса, чтобы выявить люфт при его наличии. Чаще всего причиной изношенный подшипник, но могут быть и другие варианты. Все зависит от конструктивных особенностей задней подвески.
- Осмотрите состояние сайлентблоков и других узлов. При повреждении резиновых элементов стоит заменить все проблемные детали. Состояние некоторых элементов сложно оценить ввиду их расположения, поэтому используйте монтировку, чтобы раскачивать соединение и проверять его на жесткость.
Чаще всего проверять заднюю часть проще из-за меньшего количества узлов. Например, на Рено Логан или на Приоре стоит всего по одному сайлентблоку с каждой стороны. Кроме того, там пружина чаще всего стоит отдельно от амортизатора, что облегчает диагностику. Все проблемы обычно выявляются визуально или с помощью монтировки без ямы и специального оборудования.
Кстати!
Чтобы разобраться с особенностями той или иной модели, вы можете найти видео проверки, это существенно упростит работу.
Что делать при неисправности подвески
Первое, что вы должны помнить, – не нужно продолжать ездить на машине, если появились отклонения от нормальной работы. Потратьте немного времени и выявите неполадку. Чаще всего ремонт можно провести самостоятельно, при этом стоит помнить несколько рекомендаций:
- При замене передних амортизаторов понадобятся съемники для пружин, так как их нужно сжимать при снятии и установке на новую деталь. Лучше всего менять верхние опоры, так как со временем они изнашиваются. Если поставить старый элемент на новый амортизатор, потом придется опять проводить практически ту же работу.
- Что касается сайлентблоков, то в некоторых ситуациях лучше обратиться к специалистам, так как их нужно выпрессовывать и запрессовывать в рычаг. Сделать это без специальных приспособлений не получится.
- Проще всего менять шаровые опоры и стойки стабилизатора. Если вы выявили их неисправность, купите новые и замените. Инструкции можно найти на специализированных сайтах, а еще проще посмотреть видео.
Кстати!
Если вы выявили сильный износ и люфт в шаровой опоре в дороге и нужно срочно ехать, можете попробовать народный способ ремонта. С помощью трубы или просто молотком ударьте несколько раз с обратной стороны корпуса, чтобы тонкая часть корпуса прогнулась и прижала шарнир. Часто эта хитрость позволяет убрать люфт на какое-то время.
Проверить подвеску автомобиля и провести ее ремонт намного проще, чем думает большинство автомобилистов. Если вы будете следовать простым рекомендациям, то найдете проблему без особого труда. Главное — разобраться в конструктивных особенностях своей машины, чтобы понимать, какие отличия у нее есть.