- Особенности процесса
- Рихтовка небольших деформаций
- Кузовной ремонт без покраски с использованием вытягивающего молотка
- «Ювелирная» рихтовка
- Кузовной ремонт автомобиля без покраски: электро-вытягивание
- Борьба с вмятинами от града
- Деталь после ремонта: обработка
- Особенности процесса
- Рихтовка небольших деформаций
- Кузовной ремонт автомобиля без покраски с использованием вытягивающего молотка
- «Ювелирная» рихтовка
- Кузовной ремонт автомобиля без покраски: электровытягивание
- Борьба с вмятинами от града
- Деталь после ремонта: обработка
Кузовной ремонт автомобиля без покраски необходим для восстановления первоначальной формы кузова и придания автомобилю эстетичности. Перед началом ремонта нужно оценить степень повреждений, их размер и глубину и только после этого принимать решение о проведении тех или иных ремонтных работ.
-
Особенности процесса
-
Рихтовка небольших деформаций
-
Кузовной ремонт без покраски с использованием вытягивающего молотка
-
«Ювелирная» рихтовка
-
Кузовной ремонт автомобиля без покраски: электро-вытягивание
-
Борьба с вмятинами от града
-
Деталь после ремонта: обработка
Кузовной ремонт автомобиля без покраски
Особенности процесса
В основе метода беспокрасочного кузовного ремонта использована методика устранения внутреннего напряжения металла, возникшего в ходе деформации кузова. Данный метод позволяет предотвратить образование новых участков деформации металла, которые могут возникнуть из-за воздействия молотком в центре вмятины.
Если вы решите делать кузовной ремонт без покраски своими руками, то запомните несколько правил:
Кузовной ремонт автомобиля без покраски | Результат | Причина |
Неправильный процесс | В ходе ремонта появляются новые места растяжения и сжатия поверхности кузова | Рихтовка производится инструментом прямо от центра вмятины |
Правильный процесс | Места деформаций исчезают, а новые не появляются | Выпрямление вмятины производится от краёв повреждённого участка, продвигаясь к его центру |
Кроме правильно организованного процесса устранения деформаций, можно воспользоваться и вспомогательным оборудованием, которое помогает убрать напряжение с повреждённых участков кузова. В качестве такого оборудования применяется сварочная горелка. В случае использования горелки кузовной ремонт автомобиля без покраски может проводиться без использования ударных инструментов и крюков.
Кузовной ремонт автомобиля без покраски
Совет: при использовании горелки надо быть очень осторожным, поскольку перегревание металла может привести к уменьшению его прочности из-за необратимых изменений структуры материала. Поэтому тепловое воздействие можно применять исключительно для рихтовки наружной стороны корпуса авто.
Рихтовка небольших деформаций
[adsense1]
Кузовной ремонт автомобиля без покраски, иными словами технология PDR, выполняется таким образом, что воздействие на вмятину производится в нескольких местах, а не в одном. Благодаря такому воздействию напряжение исчезает постепенно в процессе последовательного удаления точек вмятины. Но если точки рихтовки расположены близко друг к другу, то устранения напряжения может не произойти. Скорее наоборот, возникнет слияние напряжений и на ремонтируемом участке образуется шишка. Такое происходит даже при строгом соблюдении технологии локального ремонта.
На фото пример рихтовки кузова с нагреванием поверхности
Технология выравнивания поверхности методом нагрева (порядок действий)
В связи с этим возникает вопрос, как же справиться с вмятиной при слиянии напряжений и образовании шишки. Здесь снова поможет метод нагрева. При этом напряжение в центре вмятины значительно уменьшится, и дальнейшая рихтовка пройдёт без проблем. Как видно на рисунке выше, вся операция по рихтовке с нагревом проводится в несколько этапов:
- определение самой выпуклой зоны на дефектном участке (обычно она сильнее всего пружинит);
- нагревание шишки горелкой до ярко-красного цвета;
- рихтовка вмятины от краёв к центру (движение по спирали);
- резкое охлаждение металла водой .
Совет: при резком охлаждении металла могут возникнуть трещины, поэтому очень важно не переусердствовать, а соблюдать меру.
Небольшие вмятины можно рихтовать только нагреванием и охлаждением, без использования ковки. А вот дефекты значительного размера придётся рихтовать с использованием ударных инструментов. Кузовные работы по ремонту некоторых вмятин на авто можно проводить и без нагрева. Для этого используют молоток и контропору.
Кузовной ремонт автомобиля без покраски с использованием вытягивающего молотка
[adsense2]
Если вмятины образовались на частях машины, имеющих удвоенные стенки, например, пороги, то отремонтировать их с использованием рихтовочного молотка не удастся из-за невозможности подобраться к месту дефекта с тыльной стороны. В этом случае на помощь приходит вытягивающий молоток. Внешне он напоминает стальной прут с движущимся по нему цилиндрическим грузом.
На фото вытягивающий молоток
Схематическое изображение ударов вытягивающим молотком
Вся процедура рихтовки при помощи данного инструмента проходит в несколько этапов:
- Выравниваемую поверхность шлифуют до блеска.
- Затем по краю вмятины точечной сваркой привариваются шпильки (можно кольца).
- Затем к приваренным деталям прикрепляют тот конец нашего инструмента, на котором не расположена упирающаяся часть.
- Далее в результате удара по упору молота цилиндрический груз сдвигается в сторону. Такие движения приводят к выравниванию вмятины.
Данным инструментом необходимо также воздействовать от краёв к центру. Метод непригоден для выравнивания упругих объёмных деталей корпуса, например, крыши.
Совет: при такой рихтовке советуем вытягивать поверхность чуть выше, чем первоначальная форма кузова. Благодаря этому затем можно провести традиционную ковку и окончательное выравнивание.
«Ювелирная» рихтовка
[adsense3]
Любой кузовной ремонт автомобиля без покраски включает в себя два этапа. На первом проводится грубая рихтовка кузова, а на втором – более тонкая, финишная.
Пример рихтовки с применением сглаживающего молотка из алюминия. Также нужна опора с обратной стороны
После того как рихтовка дефекта корпуса с использованием молотка и опоры завершена, можно переходить к диагональной обработке места дефекта при помощи напильника. Такая обработка помогает обнаружить ранее незамеченные места мелких неровностей.
Совет: при обработке поверхности напильником нужно быть очень осторожным, чтобы не привести к образованию новых повреждений поверхности.
Очень хорошо справляться с мелкими неровностями при помощи сглаживающего молотка из алюминия и дополнительной опоры с тыльной стороны. Нужно сказать, что рихтовка поверхности при помощи напильника и сглаживающего молотка с обработкой металла наполнителем – намного более эффективный метод правки, чем шпаклевание и пайка.
Кузовной ремонт автомобиля без покраски
Кузовной ремонт автомобиля без покраски: электровытягивание
[adsense4]
Кузовной ремонт автомобиля без покраски может также проводиться при помощи электровытягивания. Сам агрегат напоминает дрель с электрическим приводом весом 1,8 кг. Вся разница в том, что сверху на агрегате закреплён штифтовый электрод.
Этот электрод приваривается к вершине вмятины. После нажатия на кнопку прибора агрегат делает рывок, и металл вместе с электродом втягивается. Поскольку приваривание занимает не много время (всего лишь долю секунды), никакого вреда поверхности кузова не наносится. Кроме этого в агрегат вмонтирован регулятор, защищающий от избыточного втягивания. После этой процедуры поверхность кузова также нужно охладить.
Борьба с вмятинами от града
Не секрет, что больше всего повреждений градины наносят горизонтальным частям кузова. Для оценки степени таких повреждений применяется осмотр с источником света, который проводят с противоположной от него стороны.
Устранение вмятин путём нагрева и охлаждения
[adsense5]
Борьба с дефектами от градин путём теплового воздействия
Для удаления мест деформаций крыши после попадания градин можно использовать несколько способов:
- Шпатлевание вмятины. Но в данном случае возникает риск отслоения шпаклёвочного слоя при значительной глубине дефекта.
- Кроме этого можно использовать тепловое воздействие или рихтовочный молоток.
- Для более мелких повреждений можно применять нагрев и охлаждение. В результате этого от дефектов не остаётся никакого следа.
Для нагрева поверхности применяют сварочную горелку, а для охлаждения – специально охлаждённый в жидкости цилиндрический предмет. Также охлаждать поверхность можно при помощи напильника с мелкой резьбой. Глубокие дефекты от градин лучше выправлять ударным молотком.
Деталь после ремонта: обработка
[adsense6]
Если потрогать отрихтованную часть кузова, то её поверхность будет далеко неидеальной. Грунтовать и красить такую поверхность нельзя. Для эффективной покраски и лакировки шероховатости на поверхности должны быть не больше 15 мкм. Именно поэтому после рихтовки целесообразно применять шлифмашинку со сменными насадками и регулируемым углом работы.
На фото шлифовальная машинка, помогающая выполнить кузовной ремонт автомобиля без покраски
Для этих целей лучше выбирать орбитальный агрегат с электро- или пневмоприводом. Частота оборотов должна быть равна 5000, а зернистость насадки – Р60 – Р80.
Совет: в процессе работы шлифмашинки металл корпуса может прогреваться, поэтому стоит менять направления движения с горизонтальных на вертикальные. Это убережёт металлические поверхности от перегрева.
Процесс шлифования кузова должен выполняться равномерно без спешки с одинаковой скоростью на всех участках. Для лучшего результат стоит применять 6 и 7-ми угольные круги.
Обслуживание и ремонт автомашины зачастую лучше проводить в автосервисе, ведь данный вид работ требует квалифицированной помощи и не всегда есть нужный инструмент под рукой (рихтовки, молотки, стапели и другие инструменты). К тому же покраска и полировка машины может быть выполнена только специалистом. Поэтому автосервис, автотехцентр или сервисный центр – это именно то место, где вашу машину обслужат быстро и качественно, тем более если вам нужна установка или снятие какой-то детали, например, бампера.
Кузовной ремонт автомобиля без покраски видео.